Организация работы с молодежью на приходе

Сегодня стало заметно, что православный приход значительно помолодел. Редко, особенно в городе, можно встретить храм, где средний возраст прихожан переступал бы за пенсионный порог. Среди нынешних прихожан все чаще и чаще можно видеть старшеклассников, студентов и молодые семьи. Видимо, причин, по которым молодой человек приходит сегодня в храм, значительно больше, чем может показаться на первый взгляд.

Понятие христианской общины оказывается неполноценным, если рассматривать ее лишь как представление о православном приходе исключительно совместным присутствием на богослужении.

Номинальная принадлежность к конкретному приходу не компенсирует возможное чувство отчужденности. Без деятельного внебогослужебного общения почувствовать себя полноценным членом христианской общины трудно.

Особенно остро это может переживать пришедший в храм молодой человек — школьник или студент. Он еще не разучился жить и мыслить вне коллективного сознания, понуждающего его к постоянной деятельности.

Вопрос организации православных молодежных объединений в истории Русской Православной Церкви до конца ХХ в. никогда отдельно не поднимался. И лишь только в 1990 г., после принятия закона «О свободе совести и религиозных организациях» создались благоприятные условия для развития разносторонней церковной деятельности, в том числе православных молодежных объединений.

В декабре 1990 г. Священный Синод вынес решение о создании единой молодежной организации Русской Православной Церкви. 25 января 1991 г., в день памяти святой мученицы Татианы, на съезде православной молодежи, проходившем в МГУ, было создано Всецерковное православное молодежное движение Московского Патриархата (ВПМД).

И это действительно очень актуально. Педагоги, психологи, родители говорят о неслыханных ранее молодежных проблемах:

— о переполненности различными комплексами,

— о росте агрессивности и депрессий,

— о компьютеризации сознания и всего мировосприятия,

— о подмене реального мира, в котором тошно, миром виртуальным,

— о подавляющем влиянии рекламы, о формировании “психологии толпы”, когда недопустимо быть немодным, не как все,

— об алкогольной или наркотической зависимости, начинающейся во все более раннем возрасте,

— об элементарном неумении общаться, и еще меньшем умении выслушать другого, понять и ответить на чужую позицию аргументировано и без оскорбления.

Вот с каким грузом внутреннего мира, с какой больной душой часто приходит подросток в храм. Что же он ищет в Церкви? И что находит? Как им помочь стать личностями в Церкви, стать христианами?

Как видится деятельность молодежной общины на приходе? Основной критерий — молодой человек должен иметь возможность организовать свой досуг в церковной общине. В церковной общине подросток или юноша должен найти ответы на самые сокровенные и важные для него вопросы, получить опыт общежития и даже основы практических жизненно важных навыков.

Какие формы работы с молодежью можно использовать?

• регулярные тематические встречи;

• кружки по изучению Священного Писания;

• социальное служение;

• паломнические поездки;

• спортивные мероприятия;

• военно-патриотические клубы;

• миссионерское служение;

• туристические походы;

• палаточные лагеря;

• совместный просмотр и обсуждение кинофильмов (киноклубы);

• проведение социальных акций (против абортов и зависимостей).

Плодотворная работа того или иного православного молодежного объединения осуществляется как за счет грамотно составленной концепции деятельности, так и благодаря лидеру движения, болеющему за общее дело. Именно ему отводится главная роль в этой системе.

Важно также наличие пастырского духовного попечения, без которого деятельность объединения будет строиться не на духовных началах, а на сухом энтузиазме, который, иссякнув, превратит общее дело в рутину и былая активность сменится застоем.

Мария Цируль,
молодежный работник и журналист
храма Всех Святых г. Мурманска.

Просмотров (18)

Комментарии закрыты.