«К чему призвал Господь»

К выходу третьего тома биографических очерков митрополита Митрофана (Баданина) предлагаем вашему вниманию два завершающих очерка книги «К чему призвал Господь», в которой автор продолжает рассказ о событиях своей жизни, начатый в ранее опубликованных сборниках воспоминаний «О прожитом и пережитом» и «Долгий путь к свету», размышляя о вечных вопросах бытия.

 

Наше мессианство

В чем смысл происходящего в мире противостояния и почему мы оказались не такие «как все»?

«Всё назначение России заключается лишь в Православии, – отвечал на этот вопрос Ф.М. Достоевский, – назначение ее в этом свете с Востока, который потечёт к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа»[1]. Удивительно радикальна эта мысль великого писателя и одновременно предельно глубока. Речь идет о том, что все тяжелейшие перипетии и испытания, выпадавшие нашей стране за ее тысячелетнюю историю, есть прямое следствие постоянного решения этой задачи: сбережения истинной веры – Православия.

Мы последние хранители этого духовного сокровища и, по словам великого писателя, лишь в этом и состоит смысл существования нашей страны. Здесь «всё предназначение России» и источник ее неодолимой мощи. Здесь же кроется вся суть онтологического неприятия, и явно иррациональной ненависти, испытываемой к России объединенным Западом. Так ведет себя бесноватый человек «одержимый злым духом», и эта темная сила «где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет» (Мк.9,18).

Уместно вспомнить наставления Спасителя, данные Своим ученикам, с перечислением признаков «последних времен»: «восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; это – начало болезней» (Мф.24,8). Увы, но ныне все эти составляющие налицо. При этом невольно обращает на себя внимание следующая, завершающая фраза: «вы будете ненавидимы всеми народами за Имя Мое» (Мф.24,9). В данном случае «Вы» – это кто? В то время это были апостолы как хранители истинной веры. Ныне это те, кто продолжил хранить эту истинную веру и сберегать «Святую, Соборную и апостольскую Церковь» до самого конца времен. Вот именно они, то есть мы с вами, «будут ненавидимы всеми народами», что, собственно, в наше время раскрылось во всей полноте.

Вновь подчеркнем, что нет рационального объяснения этой неутолимой европейской ненависти, поскольку, если задать вопрос «что, собственно, такого мы им сделали», ясного ответа получить не удастся. В то же время объяснение внутренней причины этого феномена дал Сам Господь: «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3,20).

Именно здесь самая суть неприятия и непереносимости самого православного духа, который составляет существо души русского человека. Именно так, как писал Пушкин: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Потому мы на дух не переносим моральное разложение, мы решительно не приемлем несправедливость, нам плохо, если где-то творится беззаконие, обижают слабых и торжествует зло. В свою очередь, служителям князя тьмы мучителен «этот свет с Востока», невыносим он для «ослепшего на Западе человечества, потерявшего Христа».

Казалось бы, все мы вышли из одного источника, из апостольского Благовестия, из учения Христа, но если оценить западный и восточный «христианский» дух, то отличие окажется разительным. И это начиная с первых Крестовых походов, торжественно провозглашавших великие и благородные цели, но в конечном итоге сводившихся к грабежам, к порабощениям и к полному беззаконию. Как и предупреждал Спаситель: «свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму» (Ин.3,19). Крестовые походы католических «монашеских» орденов на Русь нам тоже весьма памятны со времен Александра Невского. И этот «DrangnachOsten» (натиск на Восток) никогда не прекращался. В наше время эта злая сила Запада проявляется с особой, не прикрытой оголтелостью, по сути, доводя ситуацию до некоего апогея.

Мы привели выше пророчество Ф.М. Достоевского о мессианской роли России в духовном спасении Европы, которая, увы, как евангельский бесноватый бежит от нас, вопя «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8,29). Но процесс этот хоть и болезненный, но неизбежный, о чем еще раньше, в 1835 году, пророчествовал А.С. Пушкин: «Освобождение Европы придет из России»[2].

Небывалого масштаба схватка за спасение «ослепшей Европы», да и за судьбу всего мира, разразилась в 1941-1945 гг. В этом смысле удивительно звучат откровения А. Гитлера, этого исчадия тех сил тьмы, что ставили задачу устранить нашу страну, так беспокоящую своей инаковостью: «Я чувствую колоссальную опасность, которую представляет для нас Россия уже самим фактом своего существования».

«Не забывайте, – писал фюрер, размышляя о необходимости окончательно решить «восточный вопрос», – Россия, это не только страна большевизма, но и величайшая империя нашего континента, которая обладает огромной силой притяжения, так что в результате она способна притянуть к себе всю Европу»[3]. Это именно то, что он ясно осознавал, и, как всякий европеец, боялся нашей огромной, непонятной и завораживающей страны. Следует признать правоту этого черного мага XX века.

Как справедливо заметил Святейший Патриарх Кирилл: «Россия никогда ни на кого не нападала. Это удивительно, когда великая и могучая страна ни на кого не нападала, и всегда только защищала свои рубежи»[4]. При этом Русь постоянно прирастала новыми землями и новыми народами, добровольно входившими в это великое братство Русского мира. Сейчас на территории России проживает более 190 народов. Как тут не согласиться с тем, что наша страна действительно «обладает огромной силой притяжения».

При этом, пожалуй, именно Гитлер был первым, кто стал говорить об этом врожденном страхе, об этой угрозе «притяжения» открыто. Он не скрывая стал призывать европейцев преодолеть страх через уничтожение самого источника этого страха. Именно этот столь долгожданный «манифест» так очаровал практически всю Европу, и она с покорностью «подстелилась» под Гитлера. Точно так же, как и сейчас, с тем же боевым кличем «уничтожим Россию», Европа отдалась дядюшке Сэму. В общем, вновь «Мальбрук в поход собрался…».

Но тут следует задуматься: а есть ли у нас самих полноценное осознание этой уникальной и великой роли Русского мира для дальнейшей судьбы мировой цивилизации. Похоже, что наши исторические кровные враги много лучше нас разбирались в этом вопросе. «В том и заключается опасность для нас, – настаивал Гитлер, – что Россия может засосать и растворить наш народ в своих просторах. Замечали ли вы, что немцы, долго жившие в России, никак не могут снова стать немцами? Огромные пространства завораживают их»[5].

Эта мысль о фатальной роли России в судьбе Европы, не покидала его до самого конца. Она вновь прозвучала в его последнем интервью в апреле 1945 года как итоговый вывод из проигранной войны: «Я вовсе не идеализирую русских, отнюдь, но факт остается фактом, русская нация оказалась сильнее и выносливее в этой безумной войне, и я не удивлюсь, если спасение для белой расы придет с Востока»[6].

С того времени прошло почти 80 лет. И вот вновь, как бы нам этого не хотелось, мы стоим перед этой немыслимой задачей непомерного масштаба. Еще совсем недавно никто даже не думал и не предполагал, что и нашему поколению выпадет вновь понести этот тяжкий крест мессианства и явить свет с Востока. И вновь, как и раньше, Господь не оставляет нам выбора, помогая тем самым проявить решимость и, не допустив малодушия, довести эту тяжелую работу до конца, до славной победы. И вспоминаются последние строки последнего стихотворения Владимира Высоцкого:

«Но знаю я, что лживо, а что свято, –

Я это понял все-таки давно.

Мой путь один, всего один ребята,

Мне выбора по счастью не дано».

 

«К концу века…»

Итак, подводя некий итог, скажем: 24 февраля 2022 года мы вступили в принципиально новый исторический период, и таким образом «древнее прошло, теперь все новое». И, конечно, нам тревожно, ибо мы чувствуем, что не можем охватить весь масштаб происходящего, пытаясь предугадать «куда несет нас рок событий». Однако при этом возникает ясное понимание того, что неумолимо совершается Воля Божия, и разворачивается некий вселенский и величественный Его замысел.

Нас укрепляют и подбадривают особые знаки. Вспомним, что все началось в день рождения непобедимого святого адмирала Федора Ушакова, слова которого обращены к нам сквозь столетия: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к Престолу восторжествуют». Следует внимательно прочитать и положить на сердце перечисленные адмиралом все три важнейшие составляющие ведущие к славе России. (98)

Хотим мы того или не хотим, но вопрос сейчас стоит максимально категорично: либо мы выстоим и победим, либо история человечества завершится. Собственно, о том и слова нашего Верховного Главнокомандующего: «Зачем нам такой мир, если там не будет России?».

Потому, в очередной раз посещая Дивеево, и, глядя на диво дивное – этот вдруг возникший удивительный Благовещенский храм, внимательно вчитываюсь в пророческие слова великого старца Серафима: «Дивный собор, к концу века-то будет у вас. На диво будет собор!».

Так что, «время близко» и «к концу века» все вновь зависит только от нас, от православных христиан, и от наших молитв. «Дни лукавы суть», и сегодня, как и четыре тысячи лет назад, Три Ангела уже повернулись спиной к Аврааму и направились карать отступившее от Христа человечество, готовые пролить «серу и огонь от Господа с неба». И вновь мы, «прах и пепел», дерзаем вопрошать удаляющуюся на Суд Святую Троицу: «да не прогневается Владыка, что я скажу: может быть, найдется там десять праведников? Он сказал: не истреблю ради десяти» (Быт.18,32).

Дай Бог, чтобы нашлись. И пощадит тогда нас Господь, и продлится история человечества.

[1]Из письма Ф.М. Достоевского А.Н. Майкову, 9 октября 1870 г.

[2] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 16 т. М., Т. XII. С. 485.

[3]Раушнинг, Герман. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М., «Миф», 1993. С. 77.

[4] Из проповеди в Архангельском соборе Московского кремля на Радоницу 2022 г.

[5]Раушнинг, Герман. Говорит Гитлер… С. 98.

[6]Тросницкий, Вадим. Интервью А. Гитлера 29 апреля 1945 года. Стенограмма беседы со швейцарским журналистом Куртом Шпейделем. Из архивов МО РФ. https://proza.ru/2013/11/07/2094

Просмотров (105)

Комментарии закрыты.