Преподобный Евфимий Карельский (†1435 г.), 18 апреля/1 мая.

Краткое житие преподобного Евфимия Корельского, Кольского

Преподобный Евфимий Корельский родился в середине XIV века и является основателем Николаевского Корельского монастыря с его многочисленными скитами.

Иеросхимонах Евфимий прославился апостольскими трудами в просвещении карелов. Также есть основания утверждать, что в конце XIV – начале XV веков преподобный Евфмимий жил и миссионерствовал на Кольском полуострове, где построил ряд храмов и часовен. Именно в это время шел процесс христианизации корел, переселившихся на Терский берег в древние обжитые места Варзуги и Умбы, освобожденные от биармийцев. В старинном синодике Успенской церкви с. Варзуги первым для поминовения вписано имя «схимонаха Евфимия», что подкрепляет наши предположения. Также «по синодику, или помяннику» Понойского прихода среди «служивших в храмах Петра и Павла и Успения самым первым упоминается «схиеромонах Евфимий»». В свою очередь, в «вечный синодик» Николо-Корельского монастыря вписаны варзужские монахи.

Сама Николо-Корельская обитель была разорена «мурманами» – норвежцами, пришедшими с севера Норвегии в 1419 году. Скорее всего, это была месть потомков тех биармийцев, которых благоверный князь Александр Невский изгнал с этих берегов в XIII веке.

Возрождение Никольского монастыря произошло еще при жизни преподобного Евфимия и смогло осуществиться благодаря пожертвованиям и попечению небезызвестной Марфы Борецкой, два сына которой, Феликс и Антоний, утонули в устье Двины и были «погребены в развалинах сей обители».

В том злополучном набеге 1419 года «мурмане» шли не прямиком на обитель преподобного, а разорили по пути и иные русские монашеские поселения на Крайнем Севере. Так, «мурмане» «повоевали погост Корельский на Варзуге», где кроме мирян жили и монахи Николо-Корельского монастыря.

Таким образом, еще в XIV веке, задолго до соловецких монахов и преподобных Феодорита и Трифона, преподобный Евфимий основывал монашеские поселения у нас на Крайнем Севере.

В этой связи следует вспомнить Кокуев-Никольский монастырь в губе Порьей, Никольский монастырь «близ Варгава», Никольские церкви в Варзуге и Ковде, Никольскую часовню в Коле. Эти самые древние святыни края могут восприниматься как свидетельства весьма раннего освоения Северных земель преподобным Евфимием Корельским и его учениками.

Таким образом, поговорка, что от «Холмогор до Колы тридцать три Николы» приобретает свое логическое обоснование. В противном случае смысл ее будет нам неясен, поскольку уже к XVII–XVIII вв. особого количества «Никол» на Кольском Севере не было. В те же времена, в конце XIV – начале XV веков, берега Кольского полуострова действительно были усеяны «Никольскими» очагами православия. Они воспринимались как «дочерние» Никольские скиты монахов Николо-Корельской обители.

Преподобный Евфимий скончался в 1435 году. Святые мощи подвижника были обретены в 1647 году.

Просмотров (40)