Интервью с художником-оформителем серии книг митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана о святых Кольского Севера XVI века Инной Куксенко.
— Инна, расскажите, как вы познакомились и стали сотрудничать с митрополитом Митрофаном?
— Я сама из Санкт-Петербурга, но у меня в Мурманске живет кум, который пишет иконы. Когда в 2000 году погибла подлодка «Курск», он меня привлек к написанию тех самых известных теперь икон, по краям которых размещены портреты всех погибших членов экипажа. Портреты писала я, а иконы он. Я тогда только окончила академию художеств имени Репина. И вот во время этой работы мы познакомились с будущим владыкой Митрофаном, который тогда только принял монашеский постриг. Так оно и потянулось одно за другим, и со временем я стала художником епархии.
Конкретно над серией о северных святых XVI века мы работаем тоже с 2000 года. Изданную сейчас последнюю книгу этой серии «Аз есмь из Керети Варлаам» владыка начал писать 12-13 лет назад, и я тогда сделала 18 иллюстраций к ней. Потом она была отложена по многим причинам и иллюстрации не понадобились. Теперь же владыка соединил в одну историю жизни всех трёх святых и мне пришлось добавить новые иллюстрации. В итоге их получилось 52. Они в одних местах соответствуют сюжету, а в других обозначают начало новой главы. То есть несут смысловую или знаковую нагрузку.
— Насколько сложно вам было создавать иллюстрации к книгам владыки о северных святых?
— В случае последней книги этой серии, «Аз есмь из Керети Варлаам», ничего сложного не было, потому что уже был наработан богатый опыт. Изначально иллюстрации были задуманы как не многоцветные графические рисунки, и когда встал вопрос о необходимости добавить новые к созданным 12 лет назад, я стала их делать в той же технике, что изначально.
А вот когда мы готовили первую книгу о Феодорите Кольском, то было очень сложно. Пользоваться Интернетом для поиска изображений было ещё невозможно, и отец Митрофан привез мне из Москвы картинку из какой-то летописи, на которой были изображены Иван Грозный и Феодорит Кольский. И я рисовала в этом же стиле заставки к книжным главам. Потом продолжили так же делать книжку о Трифоне Печенгском. И помню, когда мы были с владыкой на Лихачевских чтениях, к нам подошел ученый, который всю жизнь собирал исторические прориси, кальки, рисунки, и спросил где мы достали иллюстрации к книгам. Оказалось, что он принял мои рисунки за старинные, а в его богатой коллекции таких не было. Мы пояснили, как они создавались, но ученый долго отказывался верить.
— Насколько точно воссозданный облик наших северных святых соответствует действительности?
— Это очень долгая история, потому что в житиях Трифона и Феодорита была огромная путаница. Отец Митрофан тогда начал её распутывать, сидел в архивах у нас и за границей, изучая в том числе их внешности. Собирал сведения по крупицам – борода такая-то, усы такие-то… Конечно при этом использовались и изображения со старых икон. В итоге создавались разные варианты изображений, которые долго утверждались через Патриархию, когда канонизировали собор Кольских святых.
Сам владыка Митрофан следующим образом оценивает труды художника –оформителя своих книг:
— Инна Куксенко обладает удивительным даром создавать не просто рисунок, а ощущение иконы, делает иконописные прориси. Она весьма уважительно относится к героям, делает все достаточно традиционно по отношению к написанию ликов, движений, при этом точно, возвышенно, деликатно.
Просмотров (116)