Краткое Житие преподобномученика игумена Гурия и с ним ста шестнадцати преподобномучеников Печенгских
Игумен Гурий Печенгский принял крест управления Печенгским Свято-Троицким монастырем, этой самой северной обителью в беспокойном «финском» приграничье, в 1556 году. Такова была воля Иоанна Грозного, объявленная на памятной встрече преподобного Трифона с царем и приведшая к получению Печенгским монастырем Жалованной грамоты с обширными дарениями и льготами. Как повествует житие, в Москву к Государю старец Трифон прибыл не один, а «со единопутным своим, Соловецкого монастыря неким праведным иноком», которым, надо полагать, и был представленный царю на утверждение будущий настоятель монастыря Гурий Печенгский. «И оттоле Великий царь возлюби их, а паче преподобного Трифона, и пожаловав и одарив обитель колоколами и церковною утварию богато, отпусти с милостивым призрением».
Гурий Печенгский был одним из достойнейших учеников преподобного Трифона. Он вместе со своим духовным отцом достойно нес тяжкий крест окормления столь непростого монастыря, делая все, чтобы не допустить погибели душ иноческих и воспитать братию в вере и благочестии. Об этом проявлении подлинной заботы и любви ясно говорится в «Каноне преподобному Трифону»: «Аще и питаемые тобой роптать не перестают, но ты их в благоразумие привел молитвами непрестанными, и пением, и бдением, дондеже их Христу чистыми представил».
«Чистыми представить Христу» монастырскую братию прилучилось вскоре после кончины Трифона. В Полярную ночь Рождественского поста 9/22 декабря 1589 года отряд «финских немец» «благоволением судеб Господних неисследомых» ворвался в ограду монастыря. Братия была в церкви на повечерье и, увидев врага, обратилась к игумену Гурию со словами: «Благослови, отче, воополчиться на брань, дать бой супостату!» Но старец сказал твердо: «Нет, братия моя, не оскверним церковь побоищем – это свершается воля Божия, ее предрекал нам преподобный отец наш Трифон, и нельзя тому противиться. Молитесь, братия, готовьтесь принять венец мученический». И первым стал на колени пред Царскими вратами. За ним, верная обету послушания, опустилась на колени и вся братия.
Безбожные враги, как «лютие зверие во церковь вскочиша со оружием и во храме всех предаше смерти, и ради тяжчайшего мучения иных пополам пресекоша, другим ноги и руки отсекоша, иных вдоль разсекоша. Преподобного же игумена Гурия, да диакона, различно мучаще и оружием язвяще, и огнем жгуще. Но добрые Христовы страдальцы в таковом лютом мучении еретикам ничтоже отвечавше и только к небеси взираху. И то видеша окаянные, яко ничтоже им о казне поведающе, паче разъярившеся, мечами преподобных в части разсекоша, и храмы Божия оскверниша и ограбиша, и с посеченными преподобных телесы сожгоша».
То есть когда наступил для насельников монастыря час испытания и момент истины, абсолютное большинство братии явило подлинное, идущее даже до смерти послушание своему игумену и смирение перед волей Божией. По молитвам преподобного Трифона они наследовали райские обители, потому как он чад своих «Христу чистыми представил».
Так завершилась история древней обители преподобного Трифона и житие его духовных чад. Молитвами святого Печенгского старца Господь даровал им высшую награду христианина – венцы небесные мучеников Христовых.
Вместе с игуменом Гурием этих венцов удостоились: иеромонах Иона, иеромонах Пахомий, иеродиакон Иосиф. Монахи: Феодосий, Александр, Макарий, Калистрат, Геннадий, Феофил, Онуфрий, Амвросий, Сампсон, Герман, Иуда, Даниил, Филофей, Феогност, Онисим, Моисей, Герман, Феодорит, Иов, Валериан, Сампсон, Герасим, Серапион, Аврамий, Георгий, Дорофей, Иустин, Лонгин, Савва, Ефрем, Спиридон, Феодосий, Савватий, Паисий, Кирилл, Григорий, Семион, Филимон. Монастырские послушники и трудники: Никифор, Евсей, Пров, Савва, Антоний, Иоаким, Конон, Евсей, Иоанн, Орест, Иоанн, Артемий, Евграф, Феодор, Никита, Никита, Никита, Игнатий, Феодор, Димитрий, Родион, Гавриил, Константин, Константин, Иоанн, Лука, Леонтий, Феодот, Евфимий, Фома, Гавриил, Дементий, Артемий, Стефан, Андрей, Парфений, Никифор, Ананий, Стефан, Емельян, Филипп, Корнилий, Иоанн, Иоанн, Даниил, Стефан, Фока, Никита, Архипп, Гавриил, Иоанн, а также две женщины – трудницы на скотном дворе: Акилина и Евфимия.
Когда спустя десять дней несколько оставшихся в живых насельников, «бывших во отшествии в службах», смогли наконец вернуться «в разоренную святую обитель», то «об убиенных горек плач сотворили и оставшиеся плоти рассеченныя, и сгоревшия части собрали и погребли честно».
Мощи ста шестнадцати преподобномучеников пребывают под спудом на месте, которое с древности было обозначено крестом и считалось могилой убиенных Печенгских монахов. В начале XX века над могилой находился алтарь монастырской Рождественской церкви с подземной криптой для поклонения святому месту. В наше время место захоронения Печенгских страдальцев обозначено часовней, а невдалеке построена церковь Святых ста шестнадцати преподобномучеников Печенгских Североморской епархии.
Просмотров (116)